Российское современное искусство в контексте оппозиции «центр-периферия»

В рамках первого цикла семинаров  участники обсудили соотношение понятий «центр» и  «периферия» в глобальном и локальном контексте на примере ряда выставочных проектов, включая проекты резиденций, Рижскую биеннале современного искусства и проект NEMOSKVA. Были определены способы понимания двух понятий, связанные не только с географическим, но с политическим и культурным контекстами. Так, понятие центра оказывается связанным с производством новых смыслов, а также с концентрацией ресурсов, тогда как периферию участники определили через постоянное соотношение с центром

 

27 февраля 2019

Семинар №3

После обсуждения теоретических концепций понимания центра и периферии мы решили сосредоточиться на проектах, которые направлены на осмысление территории. В рамках третьего семинара из цикла «Российское современное искусство в контексте оппозиции «центр-периферия» мы обсудили проекты, которые создают новые способы взгляда на периферию и центр или вообще стирают отношения оппозиции

 

В семинаре приняли участие, слева направо:

 

Максим Чалов — аспирант Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ

Валерия Пуховицкая — аспирант Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ

Анастасия Нефёдова — координатор выставочного отдела ММОМА, магистрантка ФИИ РГГУ (кураторство)

Елена Милановская — аспирант Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ

Амаль Авезджанова, Татьяна Миронова, Полина Лукина, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства»

21 декабря 2018

Семинар №2

На втором семинаре цикла «Российское современное искусство в контексте оппозиции «центр-периферия» участники поговорили о постколониальном подходе как стратегии разработки и анализа проектов в области современного искусства. Обсуждался вопрос определения: что мы понимаем под центром, периферией, и какими смыслами мы наделяем эти понятия? И, наконец, как исследователю и художнику извне найти способ разговора о территории? Как можно найти свою собственную позицию, не становясь в экспертную и не подражая местному жителю?

 

В семинаре приняли участие, слева направо:

 

Елена Милановская — аспирант Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ

Анна Ассонова  куратор, независимый исследователь, магистрантка ФИИ РГГУ (кураторство)

Мария Бунеева — независимый исследователь

Амаль АвезджановаТатьяна Миронова, Полина Лукина, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства»

26 ноября 2018

Семинар №1

На международной арене оппозиция периферии и центра проявляется между странами, обладающими различными культурами и языком, при этом Россия в этой связке относится скорее к периферии. Вместе с этим внутри современного российского общества разделение страны на «центр» и «периферию» существует в рамках одной территории, создавая внутринациональную параллель транснациональной модели Запад–Россия. «Центр», а именно Москва, в этой связи выступает аккумулятором большинства культурных событий, институций, сообществ.

 

Вместе с этим «периферия» часто превращается в культурный миф, становясь объектом романтизации и даже экзотизации. Влияние этой комплексной ситуации на развитие художественной среды в России и практик современного российского искусства был рассмотрен на примере последнего глобального проекта ГЦСИ-РОСИЗО NEMOSKVA

 

В семинаре приняли участие:

 

Людмила Алябьева — академический директор Аспирантуры по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»

Дима Филиппов — художник, основатель галереи «Электрозавод»

Александр Ильин — заведующий патентным бюро НИУ ВШЭ

Мария Корчагина — независимый исследователь

Елена Милановская — аспирант Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ

Анастасия Нефёдова — координатор выставочного отдела ММОМА, магистрантка ФИИ РГГУ (кураторство)

Марина Сазоненко — аспирант Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ

Анна Ассонова — куратор, независимый исследователь, магистрантка ФИИ РГГУ (кураторство)

Амаль Авезджанова, Полина Лукина, Татьяна Миронова,  Кристина Пестова, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства»